ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОРА
Рис. 166. Кривая на диаграмме представляет мощность мотора на полном газу на уровне моря, т. е. эффективную мощность, передаваемую на вал винта при различном числе оборотов в минуту. Она называется характеристикой мотора.
Характеристики мотора составляются для стандартных атмосферных условий. Если мотор испытывается при атмосферных условиях, отличающихся от стандартных, то в результаты испытаний вводят поправки с целью определить мощность, которую двигатель’ развивал бы в стандартных условиях х. [22]
Когда нагрузка на винт невелика и позволяет мотору на полном газу работать с числом оборотов 2400 об/мин., то мотор развивает 650 л. с. Но, когда нагрузка на винт увеличена и число оборотов уменьшено, например до 1800 об/мин., мотор развивает только 513 л. с.
Рис. 167. Какое влияние оказывает высота на мотор, работающий на полном газу? Ответ на этот вопрос дает диаграмма, на которой вычерчена определенная опытным путем кривая изменения мощности мотора с высотой — высотная характеристика. Мощность мотора уменьшается с высотой не потому, что, как думает бестолковый Джо, у мотора закружилась голова от высоты и он ослабел, а вследствие уменьшения плотности воздуха.
Рис. 168 и 169. Относительной плотностью для данной высоты называется отношение веса 1 ж3 воздуха на данной высоте к весу 1 м3 воздуха на уровне моря при стандартных условиях. При стандартных атмосферных условиях 1 м3 воздуха весит на уровне моря 1,225 кг, а на высоте 3 000 м — 0,909 кг; отношение второй величины к первой равно 0,740. На рис. 168 дана шкала относительной плотности воздуха по высоте через каждые 2 000 фут. (610 м).
На рис. 169 дана шкала относительной плотности воздуха по высоте для значений коэфициентов через каждые 0,05.
Рис. 170. На рис., 167 изображена характеристика мотора, ра
ботающего на полном газу при 2 400 об/мин. на разных высотах. Здесь же мы даем мощность того же мотора при различной относительной плотности. Заметьте, что вместо кривой, как на рис. 167, мы получили здесь прямую линию.
Рис. 171. Теперь вычертим кривую мощности нашего мотора при 2400 об/мин. по высотам, вычисляя их по коэфи — циентам относительной плотности (рис. 170). Мы снова получаем прямую линию. Заметьте, что на уровне моря мотор развивает 665 л. с., а на высоте 6100 м—только 311 л. с., т. е. только 47%. Бестолковый Джо хочет знать, зачем здесь изображена вторая линия, соответствующая 2000 об/мин. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Рис. 172. Только что проделанная нами работа позволяет нам установить один важный закон, а именно, что изменение эффективной мощности с высотой в зависимости от относительной плотности атмосферы изображается прямой линией. Вы можете убедиться, насколько знание этого закона полезно, вычертив диаграмму, показывающую изменение мощности мотора в процентах (приняв мощность на уровне моря за 100%) в зависимости от высоты. Из рис. 170 вы уже знаете, что мотор, работающий при 2400 об/мин., развивает на уровне моря 100% мощности, а на высоте 6100 .и только 47%, и что кривая мощности мотора изображается в этом случае прямой линией. На вашей новой диаграмме проведите
прямую, соединяющую точку 100% (на уровне моря) с точкой 47% на высоте 6100 м. Эта линия изобразит процент мощности на любой высоте. Эта кривая годится для любого нормального мотора без наддува, если только он работает на полном газу и с постоянным числом оборотов.
Приложим эти сведения к мотору, работающему на полном газу при 2000 об/мин. Обратившись к рис. 166, мы увидим, что эффективная мощность мотора, делающего 2000 об/мин. на полном газу, равна 570 л. с.; 47% этой мощности (мощность на высоте 6100 м) равны 268 л. с. Нанесите эту кривую на диаграмму на рис. 171, и вы получите вторую линию АВ — ту самую, которая интриговала бестолкового Джо. Она позволяет определить эффективную мощность мотора при 2 000 об/мин. на полном газу для любой высоты от уровня моря до 6100 м и выше. Вы видите, что кривые мощности вовсе не являются теоретическими измышлениями, как думает бестолковый Джо.
Солидные теоретические познания для всякой специальности—то же, что прочный фундамент для дома.
![]() |
Рис. 173. Предположим, что на высоте 3960 м мотор работает на полном газу при 1950 об/мин. и развивает 580 л. с. Какой процент полной мощности представляют эти 580 л. с.? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратиться к диаграмме рис. 172. Ответ гласит: 63%. Бестолковый Джо, который кончил только пять классов школы, никогда не слыхал о «пропорциях» и не имеет никакого представления о том, как определить мощность на уровне моря. Для вас же не составит труда составить и решить следующую пропорцию:
На практике получить эту мощность от мотора невозможно без опасности аварии.
Предположим, что мы должны построить кривую мощности мотора С наддувом, т. е. мотора, снабженного компрессором, нагнетающим воздух
во всасывающий трубопровод и таким образом поддерживающим в нем то же давление, что на уровне моря или даже большее.
Чтобы получить представление о том, как работает мотор с наддувом, вообразите, что вы летите на самолете с таким мотором и что вы хотите поддерживать 1950 об/мин. при давлении 876 мм рт. ст. во всасываю-
щем трубопроводе. Вы увидите, что для этого вам при подъеме придется все больше и больше открывать дроссель, пока вы не наберете высоту, на которой вы сможете поддерживать данное число оборотов только при полностью открытом дросселе. Высота, на которой это произойдет, называется, как мы знаем, критической (или расчетной) высотой вашего мотора.
Опыты над мотором рассматриваемого нами типа, т. е. мотором с наддувом, работающим при постоянном числе оборотов 1950 об/мин. и при постоянном давлении во всасывающем трубопроводе, показали, что мотор развивает на уровне моря 71% полной теоретической мощности и что на расчетной высоте 2 260 м его мощность составляет 78% полной. Кривая мощностей этого мотора от уровня моря до высоты 2 260 м показана линией В А. После достижения расчетной высоты мощность мотора изменяется по кри-
![]() |
Опыты показали также, что если мотор этого типа работает при переменном давлении во всасывающем трубопроводе и с постоянным числом оборотов 1950 об/мин., то он развивает на уровне моря 78% полной теоретической мощности и сохраняет эту мощность до расчетной высоты (как показано пунктирной кривой СА), после чего его мощность изменяется по кривой AQ. Заметьте, что после достижения расчетной высоты мощность мотора изменяется по той же кривой, что и мощность мотора без наддува.
Пока вы можете поддерживать во всасывающем трубопроводе постоянное давление, мощность вашего мотора будет увеличиваться с высотой. Это увеличение вызывается понижением давления воздуха на выхлопе мотора, а также тем, что мотор работает при температурах более низких, чем на уровне моря. Мощность по кривой С А постоянна от уровня моря до расчетной высоты мотора. Это значит, что наддув, при котором мотор начал работать
на уровне моря, гораздо выше атмосферного давления на уровне моря и что потеря наддува с высотой компенсируется увеличением мощности мотора вследствие уменьшения давления в выхлопном коллекторе. С другой стороны, кривая В А, соответствующая постоянному числу оборотов и постоянному наддуву, показывает, что на уровне моря мотор работает с минимальным наддувом и по^ этому развивает меньшую мощность.
Повышение мощности с высотой объясняется тем, что при сохранении давления во всасывающем трубопроводе постоянным атмосферное давление по мере подъема на высоту падает.
Рис. 174. На рис. 166 мы построили кривую эффективной мощности, соответствующей различному числу оборотов в минуту, для мотора, работающего на полном газу. На данной диаграмме приведены кривые мощности при различном числе оборотов в минуту и для разных значений давления на всасывании. Кривая LS представляет мощность мотора, работающего на полном газу. Если изменить воздушную нагрузку на винт так, что винт будет делать только 1550 об/мин. при давлении 876 мм рт. ст. во всасывающем трубопроводе, то мотор разовьет 593 л. с. (точка С). Если вы будете попрежнему поддерживать во всасывающем трубопроводе давление 876 мм рт. ст. при одновременном уменьшении нагрузки на винт, то вы получите кривую CR, представляющую мощность мотора при постоянном давлении на всасывании 876 мм рт. ст. и при различном числе оборотов. Число оборотов в минуту может увеличиться только в случае уменьшения нагрузки на винт. Подобным же образом можно вычертить кривые для моторов, работающих при давлениях 762, 660, 559, 457 мм рт. ст. и т. д.
Заметьте, что кривая для полного газа непараллельна кривым для постоянных давлений во всасывающем трубопроводе и что она вообще не имеет отношения к давлению во всасывающем трубопроводе, как кривые, расположенные ниже. Это объясняется тем, что на полном газу давление во вса —
бывающем трубопроводе мотора я» изменяется с изменением числа оборотов в зависимости от на — т грузки на винт.
По этой диаграмме, пока — я» зывающей кривые давлений во 2 всасывающем трубопроводе на |600 уровне моря, вы легко можете I определить мощность, развивае — | т мую при данном числе оборотов § и данном давлении во всасы — вающем трубопроводе. Предположим, например, что мотор ра — зоо ботает с числом оборотов 1950 об/мин. при абсолютном давле — гоо нии762лшрт. ст. во всасывающем трубопроводе. Кривая дав — >оо1 ления в этом случае пересечет * линию, соответствующую 1 950 оборотам, в точке F. Посмотрите на шкалу ординат против этой точки (чтобы помочь бестолковому Джо, я провел от этой точки к оси ординат пунктирную линию), и вы увидите, что точка ^соответствует мощности 560 л. е. Если мотор работает на полном газу, то вам нет надобности учитывать давление во всасывающем трубопроводе. Для того чтобы определить развиваемую мотором мощность, вы просто находите линию, соответствующую данному числу оборотов, например 1750 об/мин.; пересечение ее с кривой мощности на полном газу в точке О показывает вам, что при этих условиях мотор развивает мощность 740 л. с.
По этой диаграміче вы можете также найти мощность мотора при постоянном числе оборотов и при переменном давлении во всасывающем трубопроводе. Возьмите, например, линию для 1550 об/мин. В точках пересечения ее с кривыми, давления G, Н, J, К, Съ L вы найдете соответствующие эффективные мощности. Мотор при 1550 об/мин. и при абсолютном давлении во всасывающем трубопроводе 457 мм рт. ст. развивает на уровне моря только 168 л. с. Заметьте, как с увеличением давления во всасывающем трубопроводе повышается мощность мотора.
Рис. 175. Теперь вы можете получить данные, необходимые для построения новой кривой, изображающей мощность на уровне моря в зависимости от абсолютного давления во всасывающем трубопроводе. Прежде
всего, перенесите с рис. 174 на рис. 175 величины: Qr Н, J, К, О и L, представляющие значения мощности, развиваемой мотором при постоянном число оборотов — 1550 об/мин. и при давлениях во всасывающем трубопроводе 457, 559, 660, 762 и 876 мм рт. ст. и, наконец, на полном газу. Пользуясь этой же диаграммой, постройте кривые давления во всасывающем трубопроводе, в зависимости от мощностей при других числах оборотов (заметьте, что все эти кривые являются в сущности прямыми линиями). Соединив теперь точки L, 0 и S, перенесенные с рис. 174, вы получите кривую давления во всасывающем трубопроводе при работе мотора на полном газу на уровне моря.
Из этой новой диаграммы вы можете найти мощность, развиваемую мотором при увеличении числа оборотов и при любом данном давлении во всасывающем трубопроводе. Пунктирная линия, пересекающая кривые числа оборотов, представляет абсолютное давление во всасывающем трубопроводе 876 мм рт. ст. Еще раз заметьте, что при этом давлении (как и при всяком другом постоянном давлении во всасывающем трубопроводе) увеличение числа оборотов сопровождается увеличением мощности мотора.
Рис. 176. Теперь построим кривые чисел оборотов мотора, работающего на полном газу, при различных эффективных мощностях на различных высотах. Перенесите значения кривой мощностей мотора на полном газу с рис. 175 на шкалу ординат рис. 176, соответствующую уровню моря; это будут точки S, М, О, Т п L. Из рис. 172 вы уже знаете, что мотор, работающий на полном газу при постоянном числе оборотов в минуту, развивает на высоте 6100 м 47% мощности, которую он развивал на уровне моря. По этим двум величинам (100% эффективной мощности на уровне моря и 47% этой мощности на высоте 6100 м) вы можете построить кривые высотности для каждого рассматриваемого числа оборотов, как показано на диаграмме (немного дальше мы расскажем, что изображают жирные кривые на этом рисунке).
Рис. 177. Теперь мы мо-
jhm дм
жем построить для нашего мо — 1067 42
ТОра НОВЫЙ рЯД КрИВЫХ ДЛЯ раз — т ао
ных давлений во всасывающем so ж трубопроводе на различных вы — 3» х сотах. Заметьте, что чем боль — | ш 3, ше число оборотов на полном § т я газу, тем вьнпе можно поднять | ш х мощность мотора при одинако — J w вом давлении во всасывающем | т гб трубопроводе, как показывают | ш гА точки А, В, С, D, Е и F для
77 ^ 559 22
давления 762 мм рт. ст. и точки U, У, W, X, Г и Z для дав- “ 20
one 457 К
ления 876 мм рт. ст. во всасы-
— 40S 1S
вающем трубопроводе.
Если перенести эти точки на кривые мощностей на разных высотах, изображенные на предыдущей диаграмме, то мы получим кривые A… F… и U… Z… Такие же кривые могут быть, само собою разумеется, построены для любого другого давления во всасывающем трубопроводе. По этой диаграмме можно определить давление во всасывающем трубопроводе и мощность на любой данной высоте, когда мотор работает на полном газу и при постоянном числе оборотов.
Вернемся к рис. 175 и найдем точку Т — максимальную мощность, которую мотор может теоретически развивать при 1950 об/мин. и при давлении во всасывающем трубопроводе 876 мм рт. ст. Перенесем эту точку на ось ординат диаграммы рис. 176, соответствующую уровню моря, и соединим ее прямой сточкой Y, в которой линия, соответствующая 1950 об/мин., пересекается линией давления во всасывающем трубопроводе 876 мм рт. ст. Эта новая линия Т Y представляет мощность, развиваемую мотором при 1950 об/мин. и давлении во всасывающем трубопроводе 876 мм рт. ст. на разных высотах. На практике вы во время полета получили бы эти мощности, постепенно открывая дроссель до полного газа.
Вы уже знаете, что критической (расчетной) высотой вашего мотора называется высота, вплоть до которой можно поддерживать постоянное давление во всасывающем трубопроводе. Для каждого мотора имеется несколько расчетных высот. Например, если мотор работает при 1950 об/мин. и при давлении во всасывающем трубопроводе 876 мм рт. ст., то расчетной
|
|
|
|
высотой, как показывает линия Т Y, будет 1230 м. Если изменить число оборотов до 1650 об/мин., оставив то же давление go всасывающем трубопроводе, то расчетная высота будет около 600 м, тогда как расчетная высота мотора, развивающего 1950 об/мин. при давлении во всасывающем трубопроводе 762 мм рт. ст., будет несколько больше 2440 м.
О 305 610 9J5 1220 1525 1850 2135 2440 2745 3050 3355 3660 3965 4270 4575 м Высота Рис. 179. Рис. 178 и 179. Кривыми мощностей мотора на уровне моря (рис. 175) и кривыми мощностей на различных высотах можно пользоваться для определения фактической мощности данного мотора, если мы знаем высоту, число оборотов в минуту, давление во всасывающем трубопроводе и температуру воздуха в карбюраторе. |
На рис. 178 кривые чисел оборотов мотора изображены в зависимости от давления во всасывающем трубопроводе и от мощности. На рис. 179 построены кривые чисел оборотов и давления во всасывающем трубопроводе на разных высотах. Вы хотите узнать мощность, развиваемую при 1800 об/мин. при абсолютном давлении во всасывающем трубопроводе 660 мм рт. ст. Найдите на рис. 179 точку А пересечения кривой давления 660 мм с кривой 1800 об/мин. На рис. 178 найдите точку В пересечения линии, соответствующей давлению 660 мм, с кривой для 1800 об/мин. Эта точка, как вы увидите, проследив по жирной линии, соответствует мощности 430 л. с. Перенесите точку В в С на рис. 178 и соедините С с А прямой. Эта линия укажет мощность, развиваемую на любой высоте до 4270 м мотором при 1800 об/мин. и при давлении во всасывающем трубопроводе 660 мм рт. ст. Например, на высоте 2 440 м (точка D) мотор будет развивать 510 л. с.
Если температура воздуха в карбюраторе не равна температуре воздуха на данной высоте, то приходится вводить поправку по формуле, указанной на рис. 178. Поправка составляет примерно 1% на каждые 5,5° С отклонения от стандартной температуры. Если температура воздуха в карбюраторе выше стандартной на 5,5° С, то мощность мотора следует уменьшить на 1%, если она ниже стандартной, то увеличить на 1%.
|
Людской фактор играет большую роль в летном деле
Характеристика авиационного мотора Райт при стандартных атмосферных условиях, без учета скоростного наддува. Возможны отклонения до ± 2,5 % Примечание На каждые 5,5°С увеличения температуры воздуха перед карбюратором против стандартной нужно прибавить /% к величине удельного расхода, показанного кривой Значения расхода горючего действительны при отклонениях до 100 об/мин от дроссельной характеристики Рис. 18 0. |
Рис. 180. Эти диаграммы показывают характеристики мотора, основные данные которого приведены в правом верхнем углу рисунка. Характеристики определены при стандартных атмосферных условиях и без учета скоростного наддува. Скоростным наддувом, как вам, вероятно, известно, называется динамическое давление воздуха, поступающего в мотор через воздухозаборный патрубок. Скоростной наддув не учитывается по той простой причине, что во время полета он оказывает на мотор совершенно такое же действие, как нагнетатель. Чем больше поступательная скорость самолета, тем больше напор воздуха, и тем меньше надо открывать дроссель для данной мощности мотора.
Кривые на левой диаграмме не требуют особых объяснений. После наших предыдущих рассуждений я полагаю, что все вы (разве за исключением бестолкового Джо) сумеете извлечь из этих диаграмм все нужные рам сведения о работе мотора.
Измеритель температуры Рис. 181. |
Бестолковый Джо решил после наших объяснений брать с собой в полет побольше карандашей и миллиметровой бумаги, чтобы иметь возможность получать все сведения относительно мощности своего мотора в полете. Конечно, этого делать не нужно, так как имеются удобные карманные счетные линейки (вычислители), позволяющие нам почти с одного взгляда находить все нужные нам данные. Эти вычислители состоят из графика, изображающего давление во всасывающем трубопроводе, мощность и число оборотов в минуту. Помните, однако, чем бы вы ни пользовались, карандашом и миллиметровой бумагой или готовым графиком, — вы всегда должны учитывать все отклонения от стандартных атмосферных условий.
Рис. 181. На этом рисунке показана схема измерения температуры различных частей мотора. Указатель прибора, действующий посредством электричества, соединен с переключателем. От переключателя идут провода к тем частям мотора, температура которых измеряется. Чтобы узнать температуру любой из этих частей, вы включаете ее посредством переключателя. Во время полета вас интересует главным образом температура головок цилиндров, которая при взлете колеблется от 120 до 230° 0. При крейсерской скорости температура головок цилиндров должна быть ниже 200° С.
I 850л. с. на уровне моря 1 2100 об/мин |
I 950л. с. на уровне моря 2200а6/мин |
|||
Давление |
Температ |
Давление |
Температ. |
Данные, полученные |
при испытании мотора |
||||
„Циклон" В 1820-22 |
||||
76Z |
+ 15° |
762 |
+15° |
Воздухозаборный |
643 |
-1° |
691 |
-1° |
|
655 |
-2,8° |
704 |
-2J6° |
|
795 |
+32° |
858 |
+37° |
|
932 |
+46° |
1011 |
+52° |
^■^ppS |
762мм рт. ст. и 15°С |
4Ж |
|||
[V… |
||||
| л От во^лозаборноголатр/биа до всасывающего v| |
||||
г, |
трубопровода |
и |
Риз. і 82. |
Рис. 182. Воздух, поступающий в мотор через воздухозаборный патрубок, поступает в нагнетатель, а оттуда во всасывающий трубопровод, как показано в правой части рисунка. Таблица, расположенная в левой части рисунка, показывает давление и температуру горючей смеси на пути от патрубка до всасывающего трубопровода для двух разных мощностей мотора на уровне моря при двух разных числах оборотов в минуту. Характер этого изменения давления и температуры горючей смеси изображен двумя кривыми на диаграмме, расположенной в левом нижнем углу рисунка.
Знание принципа поможет вам
овладеть подробностями.